Методические рекомендации по 44-ФЗ

 

Методические рекомендации для субъектов малого и среднего предпринимательства, участвующих в государственных и муниципальных закупках и закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

 

Настоящее методическое пособие предназначено для оказания помощи субъектам малого и среднего предпринимательства, принимающим участие в государственных и муниципальных закупках и закупках отдельными видами юридических лиц.

Примечание: субъекты малого и среднего предпринимательства - хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», к малым предприятиям, в том числе к микро-предприятиям, и средним предприятиям.

Определение особенностей участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц предусмотрено в качестве мер, принимаемых федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации.

При этом преимуществом участия в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обладают только субъекты малого предпринимательства, в соответствии с положениями статьи 27 и 30 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Субъекты среднего предпринимательства преимуществом в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд не обладают и участвуют в таких закупках на общих основаниях.

Тем не менее в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц обладают как субъекты малого предпринимательства так и субъекты среднего предпринимательства, в соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 года № 223-Ф3«0 закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и «Положением об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2014 года № 1352.

 

1. Общие положения

Основными законодательными актами о государственных и муниципальных закупках является:

  • Федеральный закон от 05.04. 2014 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон о контрактной системе);
  • Федерального закона от 18.07.2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Федеральный закон о закупках);
  • Федеральный закон от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Федеральный закон о защите конкуренции);
  • Положением об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.2014 года № 1352 (далее - Положение об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства).

Настоящие нормативные правовые акты регулируют отношения, связанные с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд отдельных видов юридических лиц, определяют организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, а также устанавливают единый порядок осуществления закупок, расширения возможностей для участия субъектов и среднего малого предпринимательства в таких закупках и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд и закупок отдельными видами юридических лиц.

 

2. Алгоритм принятия решения об участии в государственных и муниципальных закупках

Перед участием в государственных и муниципальных закупках и в закупках отдельными видами юридических лиц каждый субъект малого и предпринимательства должен оценить свои возможности и вероятность победы при участии в данных торгах.

Внимание!

Требования к участникам закупок государственного и муниципального заказа определены в положениях статьи 31 Федерального закона о контрактной системе.

Требования к участникам закупок отдельными видами юридических лиц определены в положениях части 8 статьи 3 Федерального закона о закупках и Положением об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.2014 года № 1352.

Вместе с тем, необходимо обратить внимание на следующие моменты:

  1. Финансовое состояние в целом деятельности субъекта малого и среднего предпринимательства.
  2. Наличие свободных финансовых ресурсов.
  3. Наличие специалистов в области государственных и муниципальных закупок и закупок отдельными видами юридических лиц.
  4. Возможность поставлять товар, оказывать услуги, выполнять работы на собственные средства субъекта малого и среднего предпринимательства с последующей оплатой из средств бюджета (федерального, уровня субъекта РФ и муниципального уровня) собственных средств отдельных видов юридических лиц.
  5. Соответствие требованиям законодательства и быть информированным о требованиях законодательства, которые предъявляются к непосредственной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.
  6. Быть информированным, где и как можно ознакомиться с размещением информации о государственных (РФ и субъекта РФ) и муниципальных закупках и закупках отдельными видами юридических лиц.
  7. Различать понимания добросовестной и недобросовестной конкуренции, а также коорупциогенных действий и осознавать их пагубность при участии в государственных и муниципальных заказах и в закупках отдельными видами юридических лиц.

Обратите внимание, это очень важно!

1. Оценка финансового состояния заключается в анализе бухгалтерской отчетности, заключений аудиторских компаний, поэтому бухгалтерский учет должен быть в отличном состоянии. Все налоги и сборы уплачены, долгов перед бюджетом быть не должно, поскольку задолженность по налогам и сборам и перед бюджетом является основанием для государственного и муниципального заказчика и для заказчика отдельного вида юридического лица для отклонения заявки участника размещения заказа (в том числе и субъекта малого и среднего предпринимательства) по участию в торгах.

2. Оценить возможность привлечения финансовых ресурсов для выполнения условий государственного и (или) муниципального контракта и договора заключаемого с отдельным видов юридического лица, поскольку на практике со стороны государственных и муниципальных заказчиков и заказчиков отдельных видов юридических лиц в требования к контракту и договору могут отсутствовать условие о предварительной оплате контракта (договора).

3. Из законодательной базы можно сделать вывод - насколько непросто участвовать в закупках для государственных и муниципальных нужд и в закупках отдельными видами юридических лиц. Большое количество федеральных законов, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации и других правовых актов предполагает определенную подготовку участников закупок в этой области правовых отношений (в том числе и субъектов малого и среднего предпринимательства), а также наличие специалистов имеющих опыт работы в этой сфере.

4. При участии в таких закупках велика вероятность столкнуться с недобросовестной конкуренцией, которая может выразиться в сговоре другого участника закупки с заказчиком. Поэтому, подготовка заявки на участие в торгах с соблюдением всех требований законодательства является залогом успеха быть лучшим (победителем) при участии в закупках.

5. Для участия в таких закупках в обязательном порядке необходим оборотный капитал. Его величина зависит от начальной (максимальной) цены контракта (договора). Чем больше цена контракта (договора), тем больше участнику понадобится финансовых ресурсов для внесение денежных средств на участие в данных торгах.

Внимание !

В случае, если заказчиком, уполномоченным органом установлено требование обеспечения заявки и обеспечение контракта (договора) на участие в закупке, которое указывается в документации о закупке, то такое требование является обязательным и в равной мере распространяется на всех участников соответствующей закупки и свидетельствует о серьезности намерений участников для участии в торгах.

Таким образом, в затраты необходимо учитывать средства:

  • на подготовку заявки;
  • на обеспечение заявки*
  • на выполнение условий контракта (договора) (в случае оплаты поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг заказчиком только после выполнения условий контракта).

6. Необходимо быть информированным о требованиях законодательства, которые предъявляются к непосредственной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.

7. С информацией о проводимых закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц, можно ознакомиться:

  • в единой информационной системе в сфере закупок: www.zakupki.gov.ru:
  • о закупках субъектов Российской Федерации - на сайтах субъектов Российской Федерации;
  • о муниципальных заказах » на сайтах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

8. Приняв решение об участии данных закупках, субъекту малого и среднего предпринимательства необходимо организовать подбор интересующей информации по указанным торгам. Для этого, необходимо определить:

  • вид поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг;
  • начальную (максимальную) цена контракта (договора);
  • место выполнения контракта (договора);
  • порядок оплаты;
  • наличие предварительной оплаты (аванса);
  • период поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.
 

3. Алгоритм действий субъекта малого и среднего предпринимательства как потенциального участника закупок по подготовке предложений для участия в торгах

Алгоритм действий по участию в торгах:

  • выяснить кто является государственным и (или) муниципальным заказчиком (казенное или бюджетное учреждение) и заказчиком отдельного вида юридического лица;
  • средства какого бюджета (государственного, муниципального, или корпоративного используются для финансирования данной закупки;
  • место поставки товара, оказания услуг, выполнения работ;
  • сроки поставки товара, оказания услуг, выполнения работ;
  • объем поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
  • начальную (максимальную) цену контракта (договора);
  • наличие предварительной оплаты (аванса);
  • порядок оплаты;
  • ответственность сторон;
  • даты подачи и окончания срока подачи заявок для участия в торгах;
  • дату проведения процедуры торгов.

Представленная информация изложена в информационной карте документации о закупке

Обратите внимание это очень Важно !

Участникам закупок необходимо отказаться от участия в коррупционных схемах и не вступать в переговоры с представителем государственным и (или) муниципальным заказчика, а также заказчика отдельного вида юридического лица до подачи заявки для участия в торгах. Это запрещено требованиями федерального законодательства указанного в разделе 1 данных рекомендаций и рассматривается как предварительный сговор.

Тем не менее, в процессе участия (после подачи заявки) в торгах, участники закупки имеют право вступать в контакт с заказчиками только в порядке, предусмотренном положениями федерального законодательства.

 

4. Алгоритм подготовки заявки для участия в закупках

Самым важным этапом участия в закупках является своевременная и правильная подготовка пакета заявки !

После принятия решения об участии в государственных и (или) муниципальных закупках наступает ответственный момент подготовки заявки.

Для подготовки заявки необходимо:

  1. Внимательно изучить: извещение и документацию о закупке.
  2. Провести анализ извещения и документации о закупке на соответствие их требованиям правовых актов о государственных и муниципальных закупках и закупках отдельными видами юридических лиц.
  3. В случае возникновения вопросов по условиям торгов, которые могут появиться в процессе проведения торгов, то участник в этом случае имеет право обратиться с запросом к заказчику по форме, установленной документацией о закупке, на предмет разрешения возникших вопросов по условиям проведения торгов.
  4. Готовить пакет заявки строго в соответствии с требованиями документации о закупке. Необходимо помнить, что при подготовке заявки нельзя вносить никаких изменений в содержание текстовой части формы заявки, а также при заполнении ее приложений.

Внимание!

Несвоевременность подачи пакета заявки и не соответствие заявки требованиям документации о закупке может служить причиной отклонения заявки на участие в торгах в соответствии с требованиями положений федерального законодательства.

 

5. Общая характеристика государственного (муниципального) контракта и договора отдельного вида юридического лица

Правовое положение государственных и муниципальных контрактов договора отдельного вида юридического лица, заключенных по итогам процедур торгов регулируется специальными положениями статьи 34 Федерального закона о контрактной системе и положениями Гражданского кодекса Российской Федерации.

Правовое положение договора отдельного вида юридического лица, заключенных по итогам процедур торгов регулируется специальными положениями части первой и части второй Гражданского кодекса Российской Федерации и Положением о закупке отдельного вида юридического лица.

Заключение и исполнение контракта (договора) является одновременно и завершающим этапом процедур отбора участников закупок и собственно самой целью закупки, то есть сам заказ признается осуществленным со дня заключения (подписания) контракта (договора) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд и нужд отдельных вида юридических лиц.

Основное содержание контракта представляется заранее участникам закупок в разработанном заказчиком проекте контракта (договора), который в обязательном порядке прилагается к документации о закупке. Порядок заключения таких контрактов (договоров) указывается в документации о закупке и Положении о закупке (для закупок отдельными видами юридических лиц).

 

6. Реестр недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков)

В реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включаются сведения об участниках закупок, уклонившихся от заключения контракта (договора), а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты (договора) по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими условий контрактов (договоров).

Ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) поручено Федеральной антимонопольной службе России.

Информация о недобросовестных поставщиках (подрядчиках, исполнителях) находится в единой информационной системе в сфере закупок Российской Федерации в открытом доступе и с ней может ознакомиться любой желающий. В этом случае необходимо обратиться с запросов в Федеральную антимонопольную службу России и (или) в ее территориальные управления, которые расположены на территории субъектов РФ.

Внимание!

Практически все государственные и муниципальные заказчики и заказчики отдельных видов юридических лиц включают в содержание извещений и документации о закупке требование к участникам размещения заказов об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Внесение сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) практически означает для участников закупок запрет на участие в таких закупках сроком на 2 года.

 

7. Обеспечение защиты прав и законных интересов участников государственных и муниципальных закупок и закупок отдельными видами юридических лиц

Контроль в сфере закупок - это комплекс мероприятий по обеспечению законности и добросовестности в сфере обеспечения государственных и муниципальных закупок и закупок отдельными видами юридических лиц, позволяющий максимальному количеству физических и юридических лиц принимать участие в закупках на равных правах.

В целях предотвращения коррупции в сфере государственных (муниципальных) закупок и закупок отдельными видами юридических лиц, предотвращения «откатов» и предоставления всем участникам закупок равных возможностей законодатель подробно расписал в федеральном законодательства мероприятия и процедуру контроля.

В государственных и муниципальных закупках процедура контроля регулируется положениями главы 5 Федерального закона о контрактной системе и главы 6 Федерального закона о защите конкуренции.

В закупках отдельными видами юридических лиц процедура контроля регулируется положениями статьи 6 и 7 Федерального закона о закупках и главы 6 Федерального закона о защите конкуренции.

Данные акты «не только устанавливает области, подлежащие контролю, но и определяет порядок контрольных мероприятий, органы, уполномоченные на проведение данного контроля, а также подробно регламентирует их права и обязанности.

Обеспечение защиты прав и законных интересов участников закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд регулируются положениями главы 5 Федерального закона о контрактной системе.

Обеспечение защиты прав и законных интересов участников закупок отдельными видами юридических лиц регулируется положениями главы 6 Федерального закона о защите конкуренции.

Информация о жалобах, поданных в контрольные органы в сфере закупок, о решениях, принятых по результатам рассмотрения жалоб, включается в реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний. При этом согласие на обработку персональных данных, содержащихся в поступивших в такие контрольные органы жалобах, для размещения в единой информационной системе не требуется.