Микрофинансовые организации предпринимательского финансирования

Минэкономразвития Крыма

23 июл 2019

На основании части 2 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» с 2010 года в целях поддержки малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации функционируют специальные микрофинансовые организации предпринимательского финансирования (далее – МФО ПФ (Утверждены Приказом Минэкономразвития России от 14.03.2019 № 125)). Функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса осуществляются Министерством экономического развития Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2.1 Требований к реализации мероприятий, осуществляемых субъектами Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации, для достижения целей, показателей и результатов региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов, входящих в состав национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», и требований к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства субъектам Российской Федерации, на территории которых функционирует государственная микрофинансовая организация, соответствующая указанным требованиям, из федерального бюджета предоставляется субсидия на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации в рамках подпрограммы 2 «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика (Утверждены Приказом Минэкономразвития России от 14.03.2019 № 125)».

Актуальный перечень МФО ПФ размещен на официальном сайте
Банка России www.cbr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в рубрике «Микрофинансирование» подраздела «Надзор за участниками финансовых рынков» раздела «Финансовые рынки».

Условия выдачи МФО займов субъектам МСП чаще более благоприятные в сравнении с банковскими продуктами. Как правило, решения о выдаче займа принимаются более оперативно и при оптимальном количестве документов, отмечается более активное финансирование стартапов в сфере малого и среднего бизнеса.

Реализация данных программ позволила повысить уровень заинтересованности в получении субъектами МСП заемных средств в МФО. Объем предоставленных МФО в 2018 году средств субъектам МСП по сравнению с 2017 годам увеличился на 13,5%, портфель микрозаймов вырос на 20%.

Проведенный Банком России анализ отчетности микрофинансовых организаций свидетельствует о стабильной востребованности займов МФО ПФ со стороны субъектов МСП. В настоящее время финансирование сегмента малого и среднего предпринимательства осуществляют 219 компаний микрофинансового рынка (Согласно части 1 статьи 4 Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон № 209-ФЗ) к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 статьи 4 Закона № 209-ФЗ к среднесписочной численности работников, доходам, и участникам (для хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств), хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели). Портфель займов МСП на 31.12.2018 составляет 18,1% от совокупного портфеля займов МФО (29,6 млрд руб.). Рост портфеля за прошедшие 12 месяцев (по сравнению с величиной портфеля на 31.12.2017) составил 23,5%. Увеличение объемов выданных займов, несмотря на снижение количества заключенных с субъектами МСП договоров на 10-20% в год, свидетельствует о росте средней суммы займа.

Внутри сегмента МСП наибольшую долю займов МСП среди всех МФО выдают МФО с государственным участием в капитале (некоммерческие МФО – фонды), более двух третей денежных средств, предоставленных в 2018 году субъектам МСП по договору микрозайма, были выданы такими МФО. Указанные микрозаймы предоставляются за счет денежных средств целевого характера, полученных из федеральных, региональных и муниципальных бюджетов, что обусловливает предлагаемые ими низкие процентные ставки, сопоставимые с продуктами кредитных организаций.

В целом по Доля необеспеченных микрозаймов в коммерческих МФО составляет около 40%, в некоммерческих МФО почти все займы МСП обеспеченные (основным видом обеспечения по микрозаймам МСП являются транспортные средства (30-50%) и недвижимость (30-40%)). Доля просроченной задолженности (NPL 90+) в сегменте МСП в течение 2018 года находилась на уровне 9,9%, данный показатель существенно ниже, чем соответствующее значение в сегменте потребительского кредитования и в целом по рынку микрозаймов.

Значение чистой прибыли накопленным итогом за 2018 год составило 0,03 млрд руб.


Новости и события